Статья 15315

Название статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 

Авторы

Таньков Николай Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германской филологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), tankovnn@gmail.com
Гордеева Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой романо-германской филологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), gordejewa@mail.ru
Хомяков Евгений Алексеевич, кандидат филологических наук, доцент, кафедра романо-германской филологии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), homiakov555@yandex.ru

Индекс УДК

УДК 378

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в процессе профессионально-ориентированного обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования, недостаточной разработанностью в педагогике высшей школы, основными положениями современной методики обучения иностранному языку. Цель исследования – раскрыть специфику целевого, содержательного и контрольно-оценочного компонентов профессионально-ориентированного обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку, значимую в условиях компетентностного подхода.
Материалы и методы. Исследовательские задачи были решены в процессе изучения психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы; анализа и обобщения опыта образовательной работы российских вузов; изучения нормативных документов Министерства образования и науки РФ.
Результаты. Выявлены лингвометодические приоритеты в профессионально-ориентированном обучении студентов медицинских специальностей латинскому языку. Раскрыта специфика целевого, содержательного и контрольно-оценочного компонентов профессионально-ориентированного обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку.
Выводы. Совокупность лингвометодических приоритетов, характеризующая переход к компетентностной парадигме, находит отражение в целевой, содержательной и контрольно-оценочной составляющих профессионально-ориентированного обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку. Цель курса профессионально-ориентированного обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку заключается в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками и эксплицируется в учебном процессе в виде задач, определяемых с учетом требований ФГОС по конкретной специальности группы «Здравоохранение и медицинские науки».Освоение студентами медицинских специальностей профессионально-ориентированного курса латинского языка осуществляется на трех уровнях: базовом, усложненном и углубленном. В условиях компетентностного подхода значимыми компонентами профессионально-ориентированного обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку являются типы текстов для чтения, практико-ориентированные задания и образовательные технологии, обеспечивающие эффективную реализацию заданий усложненного и углубленного уровней. Специфика контрольно-оценочной составляющей профессионально-ориентированного обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку в условиях компетентностного подхода заключается в необходимости реализации балльно-рейтинговой системы контроля результативности образовательного процесса, что обеспечивает формализацию, объективность и прозрачность оценки уровня подготовки студентов.

Ключевые слова

профессионально-ориентированное обучение, студенты университета, медицинские специальности, латинский язык, компетентностный подход.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Матвеева, О. Н. Формирование профессиональной компетенции у студентов –будущих переводчиков с использованием обучающего тезауруса : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08 / Матвеева О. Н. – Самара, 2010. – 18 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Изд-во ИКАР,2009. – 448 с.
3. Гребенюк, Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании / Т. Б. Гребенюк // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании : сб. науч. тр. / под ред. Т. Б. Гребенюк. – Калининград :Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. – С. 7–17.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. – URL: http:// fgosvo.ru (дата обращения: 15.03.2015).
5. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования : Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (ред. от 29.01.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 № 30163). – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70380868/ (дата обращения: 28.08.2014).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение». – URL:http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3/59 (дата обращения: 15.03.2015).
7. Архипова, И. С. Формирование профессиональной компетенции будущих врачей в процессе обучения латинскому языку (из опыта работы) / И. С. Архипова //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 7 (37). – Ч. II. –C. 18–22.
8. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). – М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. – 32 с.
9. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки магистров (неязыковые вузы). – М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. – 50 с.
10. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 336 с.
11. Алтонен, А. Л. Взаимопроникающее обучение грамматическим явлениям латинского и английского языков : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Алтонен А. Л. –Владимир, 1997. – 189 с.
12. Бухарина, Т. Л. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования / Т. Л. Бухарина, В. А. Аверин. – Екатеринбург : УрО РАН, 2002. – 402 с.
13. Бухарина, Т. Л. Руководство по формированию профессиональной направленности студента-медика в условиях билингвизма / Т. Л. Бухарина, Е. А. Иванова, Т. В. Михина [и др.]. – Екатеринбург : УрО РАН, 2006. – 244 с.
14. Цывкунова, Е. А. Формирование автономности студента лингвистического вуза на основе междисциплинарного взаимодействия учебных курсов: Английский и латинский языки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Цывкунова Е. А. – М.,2002. – 203 с.
15. Дроздова, Д. В. Интегрированное обучение латинскому и английскому языкам в педагогическом колледже / Д. В. Дроздова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. –С. 83–89.
16. Любомудрова, Т. А. Роль параллельного преподавания иностранного и латинского языков в профессиональной подготовке будущих медиков / Т. А. Любомудрова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. –№ 1 (2). – С. 144–146.
17. Хохлова, Л. А. Особенности внутри и межполушарного взаимодействия при восприятии иностранных языков / Л. А. Хохлова, Л. Е. Дерягина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. – 2010. – № 2. – С. 39–44.
18. Коровина, И. А. Модель формирования профессиональной направленности студента-медика / И. А. Коровина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 1 (137). – С. 17–22.
19. Лазарева, М. Н. Опыт организации дистанционного обучения латинскому языку и основам терминологии: проблемы и перспективы / М. Н. Лазарева //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12,№ 3 (2). – С. 343–346.
20. Провоторова, Е. А. Создание персональных сайтов преподавателей и их использование в преподавании латинского языка для специальных целей в высшей школе / Е. А. Провоторова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2013. – №2. – С. 87–92.
21. Тихонова, Л. М. Из опыта применения мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии / Л. М. Тихонова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2013. – № 4 (2). – С. 333–335.
22. Олехнович, О. Г. Формирование личности будущего врача в условиях внеаудиторной работы (из опыта работы кружка латинского языка) / О. Г. Олехнович //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2013. – № 4 (2). – С. 313–315.
23. Рейтинговая система оценки знаний студентов очной формы обучения. – Пенза : ПГУ, 2010.–38с.
24. Примерная программа по дисциплине «Латинский язык». – URL: http://www.mgavm.ru/umo/docu ment/proor_vet/proop_soc/latina.doc (дата обращения: 28.08.2014).
25. Примерная программа по дисциплине «Латинский язык». – URL: http://msmsu.ru/userdata/manual/ doc/Латинский язык.doc (дата обращения: 28.08.2014).
26. Примерная программа по дисциплине «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии». – URL: www.pfa.ru/files/lat.doc (дата обращения: 28.08.2014).
27. Блинов, А. Н. Влияние балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы студентов на качество подготовки специалистов / А. Н. Блинов//Высшее образование сегодня.–2010.–№1.–С.23–24.
28. Каточков, В. М. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета / В. М. Каточков, М. А. Сафронова //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. – № 24. – С. 37–42.
29. Фролов, Н. Н. Кредитно-рейтинговая система: опыт ТулГУ / Н. Н. Фролов, В. В. Жигунов // Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С. 11–20.
30. Шматко, Н. Ю. Специфика балльно-рейтинговой системы обучения бакалавров иностранному языку / Н. Ю. Шматко // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 5 – С. 46–47.

 

Дата создания: 05.11.2015 14:24
Дата обновления: 10.11.2015 11:20